1 00:00:06,657 --> 00:00:12,148 Я рад представить вам двух титанов кинематографа Джима Кэмерона и Майкла Бэя. 2 00:00:15,876 --> 00:00:18,287 3D: ИСКУССТВО ТРАНСФОРМАЦИИ гости МАЙКЛ БЭЙ И ДЖЕЙМС КЭМЕРОН. 3 00:00:18,896 --> 00:00:22,315 Вообще-то я считаю, что все фильмы в той или иной степени выигрывают от 3D. 4 00:00:22,750 --> 00:00:28,443 Но когда я услышал, что этим будешь заниматься ты, то подумал: «Я обязан каким-то образом уговорить его». 5 00:00:28,804 --> 00:00:31,107 Он позвал меня на съемки «Аватара». 6 00:00:31,886 --> 00:00:35,478 Я подумал: «Да он же мой кумир!» А он сказал: «Майкл, мы уже сделали все». 7 00:00:35,748 --> 00:00:38,789 А я говорю: «Ну, это ты снял «Титаник», а мне еще есть много чем заняться». 8 00:00:40,308 --> 00:00:44,159 Он сказал: «Смотри на это как на игрушку. Это еще один инструмент»... 9 00:00:44,160 --> 00:00:48,936 ..."который поможет создать героя, его эмоции, и просто новый опыт". 10 00:00:49,441 --> 00:00:53,261 А в летний период я всегда стараюсь развлечь зрителя по максимуму. 11 00:01:01,805 --> 00:01:04,269 Я только что посмотрел фильм. Он отличный. 12 00:01:04,852 --> 00:01:10,992 Глубина изображения мне понравилась. Мне по душе то, что ты используешь 3D агрессивно и на полную катушку. 13 00:01:11,375 --> 00:01:18,873 Как проходил сам процесс съемки в 3D? Не касаясь технических вопросов. 14 00:01:21,160 --> 00:01:26,136 Первый день был потрясающий. Мы снимали сцены на луне, это было прекрасно. 15 00:01:26,483 --> 00:01:33,466 Мне очень понравилось. Как правило я всегда снимаю передний план, общий план и задний план. 16 00:01:35,013 --> 00:01:36,626 Я так работаю всю свою жизнь. 17 00:01:37,752 --> 00:01:43,117 Все получалось очень естественно, да строить свой космос было здорово. 18 00:01:43,372 --> 00:01:45,050 В конце концов я в это просто влюбился. 19 00:01:45,257 --> 00:01:49,078 Было ли что-то такое, чего вы не могли сделать раньше, а с помощью новой системы сумели? 20 00:01:49,953 --> 00:01:51,135 Да много чего было. 21 00:01:52,085 --> 00:02:06,395 Мы подключали систему к кабельным камерам, потом врубали 3D камеры, двигавшиеся за парнями в крылатых костюмах над улицами и вокруг зданий со скоростью 300 км/ч. 22 00:02:07,425 --> 00:02:08,948 Это было классно. 23 00:02:10,205 --> 00:02:12,764 И как эта нашлемная система работала? 24 00:02:14,799 --> 00:02:23,582 Это практически как человеческие глаза. Она настроена под глаза, ведь расстояние между глазами изменить нельзя. Оно фиксированное. 25 00:02:26,123 --> 00:02:27,599 Ты говоришь о камерах SI-2K? 26 00:02:30,887 --> 00:02:32,861 Да. Если снимать слишком близко, становится некомфортно. 27 00:02:33,201 --> 00:02:40,827 Там есть несколько таких моментов, вы видите, как парни спрыгивают с Оспри, это снималось с вертолета. Смотреть некомфортно, потому что слишком близко. 28 00:02:43,546 --> 00:02:45,340 Голова начинает кружиться. 29 00:02:46,618 --> 00:02:48,519 Но это уже относится только к 3D. 30 00:02:49,630 --> 00:02:52,398 Голова кружится. Надо ручку подкрутить. 31 00:02:54,130 --> 00:03:00,872 Вы решили переключиться на систему Cameron-Pace Fusion . Какие именно типы камер вы использовали? 32 00:03:01,237 --> 00:03:02,840 Какие там были? F35? 33 00:03:03,334 --> 00:03:05,949 По-моему, F23 и F35, если не ошибаюсь. 34 00:03:06,448 --> 00:03:09,761 Они большие и громоздкие. С огромным отражателем. 35 00:03:12,250 --> 00:03:20,673 Было совсем непросто таскать их по площадке, ставить на установки, которые к ним не подходят. 36 00:03:20,674 --> 00:03:26,240 Иногда бывает, снимаешь ты 3D-камерой, и с одним окуляром начинаются проблемы. Тогда приходится конвертировать. 37 00:03:27,533 --> 00:03:34,831 Это пока все не идеально. Всегда надо проверять, оба ли «глаза» работают нормально, да и вообще технических проблем хватает. 38 00:03:34,832 --> 00:03:36,324 А ведь это его камеры, его система. 39 00:03:40,414 --> 00:03:43,264 У меня есть преимущество. Я могу заставить сделать такое оборудование, какое мне надо. 40 00:03:43,578 --> 00:03:44,720 Да, потому что это твоя компания. 41 00:03:45,074 --> 00:03:49,580 Вся штука в том, что каждый кинематографист будет использовать систему по-своему. 42 00:03:52,615 --> 00:04:00,013 Я начал применять 3D в 1995, а в 2000 г. перешел на цифровые камеры Винса Пэйса. 43 00:04:00,634 --> 00:04:07,457 Так что до «Аватара» я занимался разработками семь лет, и даже в первые дни съемок еще кое-что дошлифовывал. 44 00:04:07,458 --> 00:04:14,553 Мы до сих пор пытаемся понять, как заставить работать систему вместе со «Стедикам» и добиваться баланса при изменении интерокулярного расстояния. 45 00:04:15,121 --> 00:04:20,631 Лично у меня проблемы с замедлением процесса исчезли уже после первой недели, мы ведь применяли зеленый фоновый экран. 46 00:04:21,683 --> 00:04:33,765 А когда снимаешь на зеленом фоне, да еще со сложными эффектами, проблемы с 3D растворяются в прочих сложностях. 47 00:04:35,495 --> 00:04:40,471 Снимать на натуре, при солнце, сложнее, потому что солнце отображается в зеркале рефлектора. 48 00:04:40,722 --> 00:04:45,337 Все выглядит так: одна камера сверху, одна - снизу, как тебе больше нравится. 49 00:04:45,961 --> 00:04:49,795 Сначала одна снимает рефлектор, а другая снимает сквозь рефлектор. 50 00:04:51,044 --> 00:04:53,814 Приходится следить за светом, потому что он может испортить окуляр. 51 00:04:54,334 --> 00:04:55,347 Это отнимает много времени. 52 00:04:55,671 --> 00:05:01,505 Вот это точно. Когда мы только начали конструировать систему в 2000 г... 53 00:05:01,505 --> 00:05:05,583 ...первым делом мы вытащили их на экспедицию в Северную Атлантику. 54 00:05:05,584 --> 00:05:09,879 Как раз начались шторма, ураганы, а мы потом устраивали гонки на яхтах... 55 00:05:10,213 --> 00:05:11,175 Режиссер экшн-фильмов! 56 00:05:12,365 --> 00:05:18,213 Да, и мы подумали: нечего выделываться, лучше давайте опустим камеру на дно океана, прицепим к самолету и все такое. 57 00:05:18,442 --> 00:05:20,472 Но в основном это были камеры, установленные горизонтально. 58 00:05:20,473 --> 00:05:27,622 Я вижу светоделители... Для меня это разные типы рабочего инструмента. 59 00:05:28,309 --> 00:05:34,318 Работая с камерами со светоделителями, я их применяю для приближения объекта на большом расстоянии или для крупных планов. 60 00:05:34,807 --> 00:05:39,831 Все, что находится дальше двух метров, я снимаю горизонтальной системой. 61 00:05:41,854 --> 00:05:44,299 Всегда надеюсь, что блики будут в одинаковыми в обоих окулярах, но так бывает редко. 62 00:05:45,812 --> 00:05:47,717 Поэтому приходится обрабатывать в фотошопе. 63 00:05:48,295 --> 00:05:58,516 Расскажите подробнее о самом сложном моменте съемок. Вы ведь снимаете агрессивно, было ли так, что вы не знали, как снять так, как привыкли? 64 00:05:59,988 --> 00:06:10,217 С 3D есть проблема стробоэффекта во время быстрой съемки. В этом фильме пришлось снимать шире и действовать медленнее. 65 00:06:12,267 --> 00:06:18,620 Когда быстро ведешь камеру, на площадке есть человек, который отвечает за вывод 3D, чтобы быстрая съемка фактически стала в 2D. 66 00:06:19,656 --> 00:06:25,590 3D, как ты уже говорил в других интервью, это как музыка, да? Можно самому решать, больше 3D сделать или меньше. 67 00:06:27,210 --> 00:06:30,479 Да, мы говорили об этом, когда ты задумал снимать кино в 3D. 68 00:06:31,074 --> 00:06:34,829 Я сказал, что оно как звук. Можно прибавлять, можно убавлять. 69 00:06:35,327 --> 00:06:39,679 Это ведь как звук и музыка в той или иной сцене. Иногда эффекты должны быть громче музыки. 70 00:06:40,221 --> 00:06:41,319 А музыка уходит на второй план. 71 00:06:41,821 --> 00:06:50,129 С 3D то же самое. Если тебе надо снять что-то в сверхбыстром движении, просто убавляешь 3D. 72 00:06:51,084 --> 00:07:00,185 Вот так и работают режиссеры. Они сидят дома, слушают музыку и размышляют... По крайней мере, я так делаю, я сижу и придумываю, как развлечь зрителя. 73 00:07:01,868 --> 00:07:03,509 А что делаешь ты? В чем твой секрет, Джим? 74 00:07:03,858 --> 00:07:09,632 Когда мне нужно придумать, как снять экшн-сцену, я просто врубаю музыку так громко, что едва могу думать. 75 00:07:11,570 --> 00:07:15,121 А тебе приходилось придумывать сцену, когда ты находился в каком-нибудь странном месте? 76 00:07:16,122 --> 00:07:17,217 Да. Конечно. 77 00:07:17,705 --> 00:07:23,121 Потому что я снимал сцену на здании, которую придумал, когда мучился животом. Более неподходящего места для этого найти нельзя, но именно там я ее и придумал. 78 00:07:24,134 --> 00:07:25,367 Осенить может где угодно. 79 00:07:26,082 --> 00:07:33,071 В самолете над Испанией, например, когда прикидываешь, что было бы, если бы один мужик прыгнул из самолета без парашюта, чтобы поймать другого мужика. 80 00:07:33,673 --> 00:07:35,174 Эта сцена вошла в «На гребне волны». 81 00:07:35,478 --> 00:07:46,118 Как вы оба считаете, есть ли что-то такое, чего пока не может 3D, но вы сами хотите сделать? 82 00:07:46,480 --> 00:07:50,744 Сейчас нет ничего такого, чего нельзя было бы изобразить, были бы деньги и время. 83 00:07:51,773 --> 00:08:00,564 Главный плюс цифры в том, что у нее нет верхнего предела и развитие идет постоянно. 84 00:08:00,905 --> 00:08:11,018 Что до 3D, то мы работаем над тем, чтобы сделать камеры меньше, прочнее, удобнее, чтобы технически не зацикливаться. 85 00:08:12,480 --> 00:08:20,609 Это лишь вопрос времени. Если задуматься, то где было автостроение году этак, скажем, в 1905? 86 00:08:20,924 --> 00:08:27,990 Сейчас все и так неплохо, но хочется, чтобы можно было схватить камеру и снять крупный план длинной в пять минут прямо там, где стоишь. 87 00:08:28,408 --> 00:08:32,819 Это можно и сейчас сделать. Буквально - прямо сейчас. 88 00:08:33,412 --> 00:08:35,879 Сейчас да. А в фильме я не мог. 89 00:08:36,127 --> 00:08:38,301 - Ты все пропустил. - Я много чего пропустил. 90 00:08:39,579 --> 00:08:41,479 Как 3D повлияло на бюджет? 91 00:08:43,900 --> 00:08:44,696 Серьезный вопрос. 92 00:08:46,507 --> 00:08:48,729 Ясное дело, что если тебе нужно хорошее 3D, это влетит в копеечку. 93 00:08:49,252 --> 00:09:00,251 Оборудование дорогостоящее, потому что дорогие камеры, потому что требует больших технических затрат и труда. 94 00:09:00,706 --> 00:09:08,898 Работая над спецэффектами, привлекаешь к этому художников, но им приходится делать как минимум на треть больше, чем обычно, так как надо подстраивать изображение под оба глаза. 95 00:09:09,735 --> 00:09:12,112 Каждая сцена требует больше работы. 96 00:09:12,835 --> 00:09:17,947 Так что, в зависимости от того, сколько дублей ты сделал, на столько и вырастает бюджет. 97 00:09:20,266 --> 00:09:24,178 Деньги нужны на конвертацию, на оборудование, на большое количество технических работ. 98 00:09:25,201 --> 00:09:34,452 Снимать в 3D вообще непросто. Изображение не будет идеальным, таким, чтобы ты снял фильм, забрал его из лаборатории и сказал: «Вот это класс!» С 3D такого не бывает. 99 00:09:35,307 --> 00:09:48,236 Бывают такие плохие дни, когда ты снимаешь в 3D, ты в Чикаго, вокруг тебя горящие машины, весь технический отдел столпился вокруг камеры как вокруг лежащего трупа... 100 00:09:49,133 --> 00:09:54,672 ...у них в руках маленькие скальпели, маленькие иголочки. Австрийский техспец говорит: «Фсе очэнь плохо!» - и тогда... 101 00:09:55,452 --> 00:10:06,008 Мой оператор Амир Мокри - иранец, а иранцы очень эмоциональная нация. Надо успокоить оператора, сказать: «Я всего лишь режиссер с мечтой снять кино в 3D»... 102 00:10:09,561 --> 00:10:13,589 Это очень сложно, потому что все это в новинку. 103 00:10:13,836 --> 00:10:15,707 А продолжительность съемок увеличилась? 104 00:10:16,066 --> 00:10:27,279 Нет, длительность процесса не увеличилась. Я всегда это пресекаю. Единственным способом снимать этот фильм в 3D и по-своему... 105 00:10:27,886 --> 00:10:30,848 ...для меня было предварительное тестирование камеры вместе с командой. Я засекал время. 106 00:10:30,849 --> 00:10:38,330 Я делаю все быстро, на несколько дублей вперед, и мне хотелось понять, с какой скоростью можно будет заменять линзы, чтобы соответствовать моему стилю. 107 00:10:41,031 --> 00:10:44,325 Сотрудники мне попались очень смекалистые и точные. 108 00:10:44,429 --> 00:10:47,957 Работала техническая команда «Аватара». 109 00:10:49,380 --> 00:10:50,760 Лучшая группа, работающая с 3D. 110 00:10:50,953 --> 00:10:56,681 У меня был 15-метровый кран, который мы повсюду возили за собой. На эту штуку мы крепили камеру. 111 00:10:58,284 --> 00:11:04,980 У меня был лучший в мире оператор кинокрана, он мог снять идеальные кадры так, слово это ручная камера, а не гигантский 15-метровый агрегат. 112 00:11:05,466 --> 00:11:09,938 Так что мы сберегли кучу времени. Но крупные планы я делал обычной пленочной камерой. 113 00:11:10,070 --> 00:11:12,097 Я все равно считаю, что нет ничего лучше пленки. 114 00:11:12,635 --> 00:11:17,283 Мы поняли, что конвертированные в 3D крупные планы выглядят не так. 115 00:11:17,831 --> 00:11:24,228 Мы провели много тестов с конвертацией, потратили где-то семь месяцев, проверяя каждый вариант. 116 00:11:24,603 --> 00:11:28,181 Мы нашли подходящий стиль, позволивший мне снять в 3D где-то 60% всего фильма. 117 00:11:29,266 --> 00:11:35,643 Около 15-20% снимается в цифре, чтобы в итоге получить полное 3D. 118 00:11:36,890 --> 00:11:39,693 И еще конвертированные сцены. 119 00:11:40,094 --> 00:11:43,256 Значит, некоторые сцены все-таки были конвертированы. А как убедиться... 120 00:11:43,726 --> 00:11:57,046 Мы действовали так: сначала испытывали способы конвертации, а потом все элементы, снятые 9 или 10 месяцев назад наслаивались друг на друга. 121 00:11:57,447 --> 00:12:00,689 Мы прокручивали эти слои с эффектами, чтобы они выдали нам максимум визуальной информации. 122 00:12:02,125 --> 00:12:04,599 Сцены становились более детализированными. 123 00:12:05,590 --> 00:12:09,366 Конвертация может быть и очень хорошей, честное слово, может. 124 00:12:12,037 --> 00:12:16,553 Для кинематографиста - и я обсуждал это с Джимом - гораздо приятнее снимать сразу в 3D. 125 00:12:17,796 --> 00:12:21,613 Бывают такие кадры, немного, но их все-таки можно конвертировать очень-очень хорошо. 126 00:12:23,129 --> 00:12:26,197 Я очень доволен работой, проделанной обоими моими коллективами. 127 00:12:26,709 --> 00:12:29,931 Вы не считаете себя противником конвертации? Стали бы вы снимать еще один фильм в 3D? 128 00:12:30,140 --> 00:12:30,932 Я не думаю, что для 3D подходит все. Наш случай - подходящий... 129 00:12:32,565 --> 00:12:43,938 Я считаю, что наша картина подходит под 3D. Это был способ изменить восприятие фильма, отношение к этим роботам. В нашем фильме 3D сработало. 130 00:12:44,109 --> 00:12:57,832 Мы нашли способ привлекать людей в кинотеатры, у нас есть способ бороться с быстро развивающейся схемой Video-On-Demand, с планшетниками и так далее. 131 00:12:59,001 --> 00:13:04,650 3D возвращает зрителей в кино, к большому экрану, ко всему тому, что мы любим. 132 00:13:04,693 --> 00:13:08,009 Что было для вас наиболее интересным в съемках 3D-кино? 133 00:13:08,363 --> 00:13:15,650 Как и говорил Джим, мне было весело заниматься этим. Это было как новая игрушка, и на самом деле, снимая фильм в 3D, я замечательно провел время. 134 00:13:16,402 --> 00:13:19,712 По-моему, вся соль в реакции публики, которая видит нечто, что заставляет сидеть, раскрыв рот. 135 00:13:20,140 --> 00:13:23,129 Это - самое потрясающее во всем процессе. Ты понимаешь, что завоевал зрителя. 136 00:13:23,729 --> 00:13:27,195 Ты показал им какой-то иной мир. Именно такие ощущения испытали и мы сами. 137 00:13:27,425 --> 00:13:28,491 Это самое главное. 138 00:13:28,492 --> 00:13:30,072 Против такой реплики не попрешь! 139 00:13:46,814 --> 00:13:50,954 Вся космическая гонка 1960-х годов была затеяна лишь под одной причине. 140 00:13:55,641 --> 00:13:56,996 Господи... 141 00:14:09,208 --> 00:14:12,849 Все, что людям известно о нашей планете, вы узнали от нас самих. 142 00:14:14,757 --> 00:14:18,601 Вы обманули нас. Это большая ошибка. 143 00:14:46,800 --> 00:14:50,849 Сейчас мне хочется узнать, где были вы, когда они захватывали планету? 144 00:14:50,850 --> 00:14:55,180 Все будет хорошо. Обещаю. 145 00:14:58,081 --> 00:14:59,804 Все кончено. Мне жаль, но все кончено. 146 00:15:06,025 --> 00:15:07,378 Оптимус! 147 00:15:24,584 --> 00:15:25,454 Где она?! 148 00:15:29,241 --> 00:15:33,060 Вы можете перестать верить в нас, но никогда - в самих себя. 149 00:15:34,247 --> 00:15:36,403 Отныне это только ваш бой. 150 00:15:53,402 --> 00:15:55,415 ТРАНСФОРМЕРЫ. Темная сторона Луны.