1
00:00:06,657 --> 00:00:12,148
Я рад представить вам двух титанов кинематографа
Джима Кэмерона и Майкла Бэя.
2
00:00:15,876 --> 00:00:18,287
3D: ИСКУССТВО ТРАНСФОРМАЦИИ
гости
МАЙКЛ БЭЙ И ДЖЕЙМС КЭМЕРОН.
3
00:00:18,896 --> 00:00:22,315
Вообще-то я считаю, что все фильмы в
той или иной степени выигрывают от 3D.
4
00:00:22,750 --> 00:00:28,443
Но когда я услышал, что этим будешь заниматься ты,
то подумал: «Я обязан каким-то образом уговорить его».
5
00:00:28,804 --> 00:00:31,107
Он позвал меня на съемки «Аватара».
6
00:00:31,886 --> 00:00:35,478
Я подумал: «Да он же мой кумир!»
А он сказал: «Майкл, мы уже сделали все».
7
00:00:35,748 --> 00:00:38,789
А я говорю: «Ну, это ты снял «Титаник»,
а мне еще есть много чем заняться».
8
00:00:40,308 --> 00:00:44,159
Он сказал: «Смотри на это как на
игрушку. Это еще один инструмент»...
9
00:00:44,160 --> 00:00:48,936
..."который поможет создать героя,
его эмоции, и просто новый опыт".
10
00:00:49,441 --> 00:00:53,261
А в летний период я всегда
стараюсь развлечь зрителя по максимуму.
11
00:01:01,805 --> 00:01:04,269
Я только что посмотрел фильм. Он отличный.
12
00:01:04,852 --> 00:01:10,992
Глубина изображения мне понравилась. Мне по душе
то, что ты используешь 3D агрессивно и на полную катушку.
13
00:01:11,375 --> 00:01:18,873
Как проходил сам процесс съемки в 3D?
Не касаясь технических вопросов.
14
00:01:21,160 --> 00:01:26,136
Первый день был потрясающий. Мы снимали
сцены на луне, это было прекрасно.
15
00:01:26,483 --> 00:01:33,466
Мне очень понравилось. Как правило я всегда снимаю
передний план, общий план и задний план.
16
00:01:35,013 --> 00:01:36,626
Я так работаю всю свою жизнь.
17
00:01:37,752 --> 00:01:43,117
Все получалось очень естественно,
да строить свой космос было здорово.
18
00:01:43,372 --> 00:01:45,050
В конце концов я в это просто влюбился.
19
00:01:45,257 --> 00:01:49,078
Было ли что-то такое, чего вы не могли сделать
раньше, а с помощью новой системы сумели?
20
00:01:49,953 --> 00:01:51,135
Да много чего было.
21
00:01:52,085 --> 00:02:06,395
Мы подключали систему к кабельным камерам, потом
врубали 3D камеры, двигавшиеся за парнями в крылатых
костюмах над улицами и вокруг зданий со скоростью 300 км/ч.
22
00:02:07,425 --> 00:02:08,948
Это было классно.
23
00:02:10,205 --> 00:02:12,764
И как эта нашлемная система работала?
24
00:02:14,799 --> 00:02:23,582
Это практически как человеческие глаза. Она настроена
под глаза, ведь расстояние между глазами
изменить нельзя. Оно фиксированное.
25
00:02:26,123 --> 00:02:27,599
Ты говоришь о камерах SI-2K?
26
00:02:30,887 --> 00:02:32,861
Да. Если снимать слишком близко, становится некомфортно.
27
00:02:33,201 --> 00:02:40,827
Там есть несколько таких моментов, вы видите, как парни
спрыгивают с Оспри, это снималось с вертолета.
Смотреть некомфортно, потому что слишком близко.
28
00:02:43,546 --> 00:02:45,340
Голова начинает кружиться.
29
00:02:46,618 --> 00:02:48,519
Но это уже относится только к 3D.
30
00:02:49,630 --> 00:02:52,398
Голова кружится. Надо ручку подкрутить.
31
00:02:54,130 --> 00:03:00,872
Вы решили переключиться на систему Cameron-Pace
Fusion . Какие именно типы камер вы использовали?
32
00:03:01,237 --> 00:03:02,840
Какие там были? F35?
33
00:03:03,334 --> 00:03:05,949
По-моему, F23 и F35, если не ошибаюсь.
34
00:03:06,448 --> 00:03:09,761
Они большие и громоздкие. С огромным отражателем.
35
00:03:12,250 --> 00:03:20,673
Было совсем непросто таскать их по площадке,
ставить на установки, которые к ним не подходят.
36
00:03:20,674 --> 00:03:26,240
Иногда бывает, снимаешь ты 3D-камерой, и с
одним окуляром начинаются проблемы.
Тогда приходится конвертировать.
37
00:03:27,533 --> 00:03:34,831
Это пока все не идеально. Всегда надо проверять,
оба ли «глаза» работают нормально,
да и вообще технических проблем хватает.
38
00:03:34,832 --> 00:03:36,324
А ведь это его камеры, его система.
39
00:03:40,414 --> 00:03:43,264
У меня есть преимущество. Я могу заставить
сделать такое оборудование, какое мне надо.
40
00:03:43,578 --> 00:03:44,720
Да, потому что это твоя компания.
41
00:03:45,074 --> 00:03:49,580
Вся штука в том, что каждый кинематографист
будет использовать систему по-своему.
42
00:03:52,615 --> 00:04:00,013
Я начал применять 3D в 1995, а в 2000 г.
перешел на цифровые камеры Винса Пэйса.
43
00:04:00,634 --> 00:04:07,457
Так что до «Аватара» я занимался разработками семь лет,
и даже в первые дни съемок еще кое-что дошлифовывал.
44
00:04:07,458 --> 00:04:14,553
Мы до сих пор пытаемся понять, как заставить работать
систему вместе со «Стедикам» и добиваться баланса при
изменении интерокулярного расстояния.
45
00:04:15,121 --> 00:04:20,631
Лично у меня проблемы с замедлением процесса
исчезли уже после первой недели, мы ведь
применяли зеленый фоновый экран.
46
00:04:21,683 --> 00:04:33,765
А когда снимаешь на зеленом фоне, да еще со сложными
эффектами, проблемы с 3D растворяются в прочих сложностях.
47
00:04:35,495 --> 00:04:40,471
Снимать на натуре, при солнце, сложнее, потому что
солнце отображается в зеркале рефлектора.
48
00:04:40,722 --> 00:04:45,337
Все выглядит так: одна камера сверху, одна - снизу, как тебе больше нравится.
49
00:04:45,961 --> 00:04:49,795
Сначала одна снимает рефлектор,
а другая снимает сквозь рефлектор.
50
00:04:51,044 --> 00:04:53,814
Приходится следить за светом,
потому что он может испортить окуляр.
51
00:04:54,334 --> 00:04:55,347
Это отнимает много времени.
52
00:04:55,671 --> 00:05:01,505
Вот это точно. Когда мы только начали
конструировать систему в 2000 г...
53
00:05:01,505 --> 00:05:05,583
...первым делом мы вытащили их
на экспедицию в Северную Атлантику.
54
00:05:05,584 --> 00:05:09,879
Как раз начались шторма, ураганы, а мы
потом устраивали гонки на яхтах...
55
00:05:10,213 --> 00:05:11,175
Режиссер экшн-фильмов!
56
00:05:12,365 --> 00:05:18,213
Да, и мы подумали: нечего выделываться, лучше давайте
опустим камеру на дно океана, прицепим к самолету и все такое.
57
00:05:18,442 --> 00:05:20,472
Но в основном это были камеры, установленные горизонтально.
58
00:05:20,473 --> 00:05:27,622
Я вижу светоделители... Для меня
это разные типы рабочего инструмента.
59
00:05:28,309 --> 00:05:34,318
Работая с камерами со светоделителями,
я их применяю для приближения объекта
на большом расстоянии или для крупных планов.
60
00:05:34,807 --> 00:05:39,831
Все, что находится дальше двух метров,
я снимаю горизонтальной системой.
61
00:05:41,854 --> 00:05:44,299
Всегда надеюсь, что блики будут в одинаковыми
в обоих окулярах, но так бывает редко.
62
00:05:45,812 --> 00:05:47,717
Поэтому приходится обрабатывать в фотошопе.
63
00:05:48,295 --> 00:05:58,516
Расскажите подробнее о самом сложном моменте
съемок. Вы ведь снимаете агрессивно, было ли так,
что вы не знали, как снять так, как привыкли?
64
00:05:59,988 --> 00:06:10,217
С 3D есть проблема стробоэффекта во время быстрой съемки. В этом
фильме пришлось снимать шире и действовать медленнее.
65
00:06:12,267 --> 00:06:18,620
Когда быстро ведешь камеру, на площадке есть
человек, который отвечает за вывод 3D,
чтобы быстрая съемка фактически стала в 2D.
66
00:06:19,656 --> 00:06:25,590
3D, как ты уже говорил в других интервью, это как музыка, да?
Можно самому решать, больше 3D сделать или меньше.
67
00:06:27,210 --> 00:06:30,479
Да, мы говорили об этом, когда
ты задумал снимать кино в 3D.
68
00:06:31,074 --> 00:06:34,829
Я сказал, что оно как звук.
Можно прибавлять, можно убавлять.
69
00:06:35,327 --> 00:06:39,679
Это ведь как звук и музыка в той или иной сцене.
Иногда эффекты должны быть громче музыки.
70
00:06:40,221 --> 00:06:41,319
А музыка уходит на второй план.
71
00:06:41,821 --> 00:06:50,129
С 3D то же самое. Если тебе надо снять что-то
в сверхбыстром движении, просто убавляешь 3D.
72
00:06:51,084 --> 00:07:00,185
Вот так и работают режиссеры. Они сидят дома, слушают
музыку и размышляют... По крайней мере, я так делаю,
я сижу и придумываю, как развлечь зрителя.
73
00:07:01,868 --> 00:07:03,509
А что делаешь ты? В чем твой секрет, Джим?
74
00:07:03,858 --> 00:07:09,632
Когда мне нужно придумать, как снять экшн-сцену,
я просто врубаю музыку так громко, что едва могу думать.
75
00:07:11,570 --> 00:07:15,121
А тебе приходилось придумывать сцену, когда
ты находился в каком-нибудь странном месте?
76
00:07:16,122 --> 00:07:17,217
Да. Конечно.
77
00:07:17,705 --> 00:07:23,121
Потому что я снимал сцену на здании, которую придумал,
когда мучился животом. Более неподходящего места
для этого найти нельзя, но именно там я ее и придумал.
78
00:07:24,134 --> 00:07:25,367
Осенить может где угодно.
79
00:07:26,082 --> 00:07:33,071
В самолете над Испанией, например, когда прикидываешь,
что было бы, если бы один мужик прыгнул из самолета
без парашюта, чтобы поймать другого мужика.
80
00:07:33,673 --> 00:07:35,174
Эта сцена вошла в «На гребне волны».
81
00:07:35,478 --> 00:07:46,118
Как вы оба считаете, есть ли что-то такое, чего
пока не может 3D, но вы сами хотите сделать?
82
00:07:46,480 --> 00:07:50,744
Сейчас нет ничего такого, чего нельзя было
бы изобразить, были бы деньги и время.
83
00:07:51,773 --> 00:08:00,564
Главный плюс цифры в том, что у нее нет
верхнего предела и развитие идет постоянно.
84
00:08:00,905 --> 00:08:11,018
Что до 3D, то мы работаем над тем, чтобы сделать камеры
меньше, прочнее, удобнее, чтобы технически не зацикливаться.
85
00:08:12,480 --> 00:08:20,609
Это лишь вопрос времени. Если задуматься, то где
было автостроение году этак, скажем, в 1905?
86
00:08:20,924 --> 00:08:27,990
Сейчас все и так неплохо, но хочется, чтобы можно
было схватить камеру и снять крупный план
длинной в пять минут прямо там, где стоишь.
87
00:08:28,408 --> 00:08:32,819
Это можно и сейчас сделать.
Буквально - прямо сейчас.
88
00:08:33,412 --> 00:08:35,879
Сейчас да. А в фильме я не мог.
89
00:08:36,127 --> 00:08:38,301
- Ты все пропустил.
- Я много чего пропустил.
90
00:08:39,579 --> 00:08:41,479
Как 3D повлияло на бюджет?
91
00:08:43,900 --> 00:08:44,696
Серьезный вопрос.
92
00:08:46,507 --> 00:08:48,729
Ясное дело, что если тебе нужно
хорошее 3D, это влетит в копеечку.
93
00:08:49,252 --> 00:09:00,251
Оборудование дорогостоящее, потому что дорогие камеры,
потому что требует больших технических затрат и труда.
94
00:09:00,706 --> 00:09:08,898
Работая над спецэффектами, привлекаешь к этому художников,
но им приходится делать как минимум на треть больше, чем
обычно, так как надо подстраивать изображение под оба глаза.
95
00:09:09,735 --> 00:09:12,112
Каждая сцена требует больше работы.
96
00:09:12,835 --> 00:09:17,947
Так что, в зависимости от того, сколько дублей
ты сделал, на столько и вырастает бюджет.
97
00:09:20,266 --> 00:09:24,178
Деньги нужны на конвертацию, на оборудование,
на большое количество технических работ.
98
00:09:25,201 --> 00:09:34,452
Снимать в 3D вообще непросто. Изображение не будет
идеальным, таким, чтобы ты снял фильм, забрал его
из лаборатории и сказал: «Вот это класс!» С 3D такого не бывает.
99
00:09:35,307 --> 00:09:48,236
Бывают такие плохие дни, когда ты снимаешь в 3D, ты в Чикаго,
вокруг тебя горящие машины, весь технический отдел
столпился вокруг камеры как вокруг лежащего трупа...
100
00:09:49,133 --> 00:09:54,672
...у них в руках маленькие скальпели, маленькие иголочки.
Австрийский техспец говорит: «Фсе очэнь плохо!» - и тогда...
101
00:09:55,452 --> 00:10:06,008
Мой оператор Амир Мокри - иранец, а иранцы очень
эмоциональная нация. Надо успокоить оператора, сказать:
«Я всего лишь режиссер с мечтой снять кино в 3D»...
102
00:10:09,561 --> 00:10:13,589
Это очень сложно, потому что все это в новинку.
103
00:10:13,836 --> 00:10:15,707
А продолжительность съемок увеличилась?
104
00:10:16,066 --> 00:10:27,279
Нет, длительность процесса не увеличилась.
Я всегда это пресекаю. Единственным способом
снимать этот фильм в 3D и по-своему...
105
00:10:27,886 --> 00:10:30,848
...для меня было предварительное тестирование
камеры вместе с командой. Я засекал время.
106
00:10:30,849 --> 00:10:38,330
Я делаю все быстро, на несколько дублей вперед,
и мне хотелось понять, с какой скоростью можно будет
заменять линзы, чтобы соответствовать моему стилю.
107
00:10:41,031 --> 00:10:44,325
Сотрудники мне попались очень смекалистые и точные.
108
00:10:44,429 --> 00:10:47,957
Работала техническая команда «Аватара».
109
00:10:49,380 --> 00:10:50,760
Лучшая группа, работающая с 3D.
110
00:10:50,953 --> 00:10:56,681
У меня был 15-метровый кран, который мы повсюду
возили за собой. На эту штуку мы крепили камеру.
111
00:10:58,284 --> 00:11:04,980
У меня был лучший в мире оператор кинокрана, он мог
снять идеальные кадры так, слово это ручная камера,
а не гигантский 15-метровый агрегат.
112
00:11:05,466 --> 00:11:09,938
Так что мы сберегли кучу времени. Но крупные
планы я делал обычной пленочной камерой.
113
00:11:10,070 --> 00:11:12,097
Я все равно считаю, что нет ничего лучше пленки.
114
00:11:12,635 --> 00:11:17,283
Мы поняли, что конвертированные
в 3D крупные планы выглядят не так.
115
00:11:17,831 --> 00:11:24,228
Мы провели много тестов с конвертацией, потратили
где-то семь месяцев, проверяя каждый вариант.
116
00:11:24,603 --> 00:11:28,181
Мы нашли подходящий стиль, позволивший
мне снять в 3D где-то 60% всего фильма.
117
00:11:29,266 --> 00:11:35,643
Около 15-20% снимается в цифре, чтобы
в итоге получить полное 3D.
118
00:11:36,890 --> 00:11:39,693
И еще конвертированные сцены.
119
00:11:40,094 --> 00:11:43,256
Значит, некоторые сцены все-таки были
конвертированы. А как убедиться...
120
00:11:43,726 --> 00:11:57,046
Мы действовали так: сначала испытывали способы
конвертации, а потом все элементы, снятые 9 или 10
месяцев назад наслаивались друг на друга.
121
00:11:57,447 --> 00:12:00,689
Мы прокручивали эти слои с эффектами, чтобы они
выдали нам максимум визуальной информации.
122
00:12:02,125 --> 00:12:04,599
Сцены становились более детализированными.
123
00:12:05,590 --> 00:12:09,366
Конвертация может быть и очень хорошей,
честное слово, может.
124
00:12:12,037 --> 00:12:16,553
Для кинематографиста - и я обсуждал это с
Джимом - гораздо приятнее снимать сразу в 3D.
125
00:12:17,796 --> 00:12:21,613
Бывают такие кадры, немного, но их все-таки
можно конвертировать очень-очень хорошо.
126
00:12:23,129 --> 00:12:26,197
Я очень доволен работой, проделанной
обоими моими коллективами.
127
00:12:26,709 --> 00:12:29,931
Вы не считаете себя противником конвертации?
Стали бы вы снимать еще один фильм в 3D?
128
00:12:30,140 --> 00:12:30,932
Я не думаю, что для 3D подходит все. Наш
случай - подходящий...
129
00:12:32,565 --> 00:12:43,938
Я считаю, что наша картина подходит под 3D. Это
был способ изменить восприятие фильма, отношение
к этим роботам. В нашем фильме 3D сработало.
130
00:12:44,109 --> 00:12:57,832
Мы нашли способ привлекать людей в кинотеатры, у нас
есть способ бороться с быстро развивающейся схемой
Video-On-Demand, с планшетниками и так далее.
131
00:12:59,001 --> 00:13:04,650
3D возвращает зрителей в кино, к большому
экрану, ко всему тому, что мы любим.
132
00:13:04,693 --> 00:13:08,009
Что было для вас наиболее интересным в съемках 3D-кино?
133
00:13:08,363 --> 00:13:15,650
Как и говорил Джим, мне было весело заниматься этим.
Это было как новая игрушка, и на самом деле,
снимая фильм в 3D, я замечательно провел время.
134
00:13:16,402 --> 00:13:19,712
По-моему, вся соль в реакции публики, которая
видит нечто, что заставляет сидеть, раскрыв рот.
135
00:13:20,140 --> 00:13:23,129
Это - самое потрясающее во всем процессе.
Ты понимаешь, что завоевал зрителя.
136
00:13:23,729 --> 00:13:27,195
Ты показал им какой-то иной мир. Именно
такие ощущения испытали и мы сами.
137
00:13:27,425 --> 00:13:28,491
Это самое главное.
138
00:13:28,492 --> 00:13:30,072
Против такой реплики не попрешь!
139
00:13:46,814 --> 00:13:50,954
Вся космическая гонка 1960-х годов
была затеяна лишь под одной причине.
140
00:13:55,641 --> 00:13:56,996
Господи...
141
00:14:09,208 --> 00:14:12,849
Все, что людям известно о нашей
планете, вы узнали от нас самих.
142
00:14:14,757 --> 00:14:18,601
Вы обманули нас.
Это большая ошибка.
143
00:14:46,800 --> 00:14:50,849
Сейчас мне хочется узнать, где были
вы, когда они захватывали планету?
144
00:14:50,850 --> 00:14:55,180
Все будет хорошо. Обещаю.
145
00:14:58,081 --> 00:14:59,804
Все кончено. Мне жаль, но все кончено.
146
00:15:06,025 --> 00:15:07,378
Оптимус!
147
00:15:24,584 --> 00:15:25,454
Где она?!
148
00:15:29,241 --> 00:15:33,060
Вы можете перестать верить в нас,
но никогда - в самих себя.
149
00:15:34,247 --> 00:15:36,403
Отныне это только ваш бой.
150
00:15:53,402 --> 00:15:55,415
ТРАНСФОРМЕРЫ.
Темная сторона Луны.